Маркетинг
МАРКЕТИНГ
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Маркетинговые исследования как способ изучения рыночной среды стали использоваться в России в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненным по форме исследованием скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко сформулированные цели. Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. Так, в условиях жёсткой конкуренции каждое предприятие, независимо от его вида деятельности, для успешного функционирования и удовлетворения спроса рынка использует определённые инструменты маркетинга.
Актуальность маркетинга и формирования отечественного подхода в управлении маркетингом обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития российской экономики и постоянно повышающейся роли малых и средних предприятий возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в различных областях управления, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в различных сферах.
Ключевой целью настоящей дисциплины является формирование знаний по маркетингу как концепции и системы управления организацией в рыночной среде, а также умений использования маркетинговых подходов, методов и решений в управлении организацией.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- усвоение знаний о роли и значении маркетинга, понимание всех его инструментов в управлении рынком;
- овладение приемами управления маркетинговой деятельности с помощью инструментария 4 «пи»;
- освоение совокупности всех стратегий маркетинга;
- приобретение навыков анализа конкретных маркетинговых ситуаций;
- овладение навыками расчетов конкурентоспособности, эффективности маркетинговых мероприятий, построения карт позиционирования и сегментации рынка.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная программа по дисциплине: «Маркетинг» относится к базовой части (Б1.Б.14) учебного плана направления подготовки бакалавра 38.03.02 Менеджмента.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование профессиональных компетенций.
Профессиональные компетенции:
организационно-управленческая деятельность:
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5);
информационно-аналитическая деятельность:
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
- способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5) |
Знать: содержание маркетинговой концепции управления; методы маркетинговых исследований; основы маркетинговых коммуникаций; место и роль управления маркетинговыми бизнес-процессами в деятельности организации; суть маркетинга как философию и методологию современного предпринимательства; эволюция маркетинговых концепций; микросреду и макросреду маркетинга предприятия и их основные определяющие факторы; системы и методы сбора маркетинговой информации о рыночной среде; классификацию и сущность видов маркетинговых исследований; этапы и стадии жизненного цикла товара; понятие конкурентоспособности товара и ее оценка; ценовые стратегии организаций: виды, особенности, применение; планирование и бюджет маркетинговой активности организации |
Уметь: использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований; ставить и решать задачи операционного маркетинга; осуществлять постановку маркетинговых проблем организации; |
|
Формируемые навыки: методами разработки и реализации маркетинговых программ; специальной терминологией данной дисциплины; |
|
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9); |
Знать: теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; основные теории, модели и инструменты маркетинга; содержание маркетинговой концепции управления; методы маркетинговых исследований; основы маркетинговых коммуникаций; место и роль управления маркетинговыми бизнес-процессами в деятельности организации; суть маркетинга как философию и методологию современного предпринимательства; эволюция маркетинговых концепций; микросреду и макросреду маркетинга предприятия и их основные определяющие факторы; системы и методы сбора маркетинговой информации о рыночной среде; классификацию и сущность видов маркетинговых исследований; этапы и стадии жизненного цикла товара; понятие конкурентоспособности товара и ее оценка; ценовые стратегии организаций: виды, особенности, применение; планирование и бюджет маркетинговой активности организации |
Уметь: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; формировать тактические маркетинговые решения в области товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики; разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; стратегический анализ внешней и внутренней маркетинговой среды; |
|
Формируемые навыки: методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; современными технологиями выбора эффективных маркетинговых решений, |
Очная форма обучения
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем: лекционные занятия 34 часа, практические занятия 16 часов, трудоемкость экзамена 36 часов.
Самостоятельная работа 58 часов.
Заочная форма обучения
5. Объем дисциплины «Маркетинг»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем: лекционные занятия 8 часов, практические занятия 6 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 121 час.