Пропедевтика
Пропедевтика
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Пропедевтика» является формирование целостного комплекса системных теоретических и практических знаний, умений и навыков в области изучения пропедевтики, от замысла до воплощения в материале; развитие специфики дизайнерского мышления, включающего конкретно-образную мыслительную деятельность, пространственное воображение, ассоциативное мышление, навыки обобщения и абстрагирования образов.
В процессе освоения дисциплины студент готовится к решению следующих профессиональных задач:
- изучение первичных графических элементов композиции и основных принципов ее организации;
- изучение типологии и взаимодействия композиционных средств;
- изучение и анализ художественно-технологических особенностей отдельных видов искусства с позиций основ композиции;
- формирование первичных представлений о знакообразовании;
- формирование умений и навыков создания образной выразительности композиции;
- формирование умений и навыков создания знака-символа в графическом дизайне;
- развитие потребности в осмыслении и творческой трансформации наследия искусства с учётом современных условий;
- развитие навыка систематического повышения уровня профессиональной подготовки и мастерства в области пропедевтики;
- развитие потребности трансляции в современное художественно-культурное и информационное пространство результатов творческой деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Пропедевтика» (Б1.Б.9) относится к базовой части.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Выпускник, освоивший про грамму бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-l);
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями:
- способностью владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями (ГIК-l);
- способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-З).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-l); |
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: значение композиции в создании творческих работ; содержание основных принципов организации композиции в графическом дизайне (законы, правила, приемы, средства); типологию композиционных средств и их взаимодействие; генезис и семантику орнамента; особенности знакообразования; средства художественной выразительности (цвет, колорит, контраст, нюанс, тождество, ритм и т.д.) основы образной выразительности и её приёмы (стилизация, трансформация, типизация, схематизация, агглютинация, тропы и т.д.); способы трансформации поверхности; Уметь: формировать творческий замысел; применять основные принципы организации композиции (законы, правила, приемы, средства) в графическом дизайне; применять основные средства художественной выразительности в графическом дизайне; применять основные приёмы образной выразительности в графическом дизайне; проводить композиционный анализ произведений графического дизайна; создавать графическую продукцию и средства визуальной коммуникации; Формируемые навыки: способность понимания сущности и значения творческого процесса и формирования творческого замысла; навыками применения разнообразных композиционных форм, методов, техник, приемов, средств объемного и графического моделирования объекта, и навыками соответствующей организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла в сфере графического дизайна. |
способность владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, в макетировании и моделировании, с цветом и цветовыми композициями (ГIК-l); |
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: Приемы работы любым графическим и живописным материалом; приемы применяемые в макетировании и моделировании композиций; главные признаки композиции; типы композиции; формы композиции; этапы работы над композицией. Уметь: Передавать объем изображаемых предметов в цвете; создавать цельные по колориту композиции; передавать цветовые отношения, соответствующие изображаем реалиям; создавать творческие композиционные работы; грамотно выбирать художественный материал и технику для каждой поставленной задачи; передавать средствами композиции обобщенные ощущения от реального мира; Формируемые навыки: владения методами изобразительного языка, приемами выполнения работ в различном художественном материале. |
способностью учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств (ПК-З); |
Знать: нормативно-правовые акты, методические материалы по производству полиграфической продукции и охране авторских прав; методы и средства выполнения художественно-оформительских работ; действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных полиграфических изданий (книг, журналов, газет, буклетов, плакатов и т.п.); правила верстки печатных изданий; технологию производства разрабатываемой полиграфической продукции; перспективы технического развития издательства и тенденции совершенствования производимой полиграфической продукции; основные требования, которые необходимо учитывать в процессе создания полиграфической продукции (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические и др.); Уметь: разрабатывать и создавать оригинальные творческие проекты, художественно-эстетические решения в производстве различной полиграфической продукции - книг, журналов, газет, буклетов, плакатов, календарей, открыток и т.д. с учетом особенности материалов и их формообразующий свойств. Формируемые навыки: осуществляет разработку с использованием новых информационных технологий проектов художественного оформления выпускаемой полиграфической продукции (оригинал-макеты), используя полученную от руководителя или непосредственно от заказчика, а также, возможно, автора литературного произведения информацию о цели издания, адресной аудитории, сроках выполнения, требуемом качестве и используемых материалах и т.п.; определяет общий внешний вид и оформление книг, журналов, газет; создает эскизы и выполняет работы по художественному оформлению обложек печатных изданий с учетом особенности материалов и их формообразующий свойств. |
4. Объем дисциплины
Очная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, лекции – 68 часов, практические занятия – 68 часов, трудоемкость экзамена - 36 часов.
Самостоятельная работа – 116 часов.
Заочная форма обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов, в т. ч. контактная работа обучающихся с преподавателем, лекции – 14 часов, практические занятия - 14 часов, трудоемкость экзамена – 9 часов.
Самостоятельная работа - 247 часов.