Анатомия центральной нервной системы
«АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью изучения курса «Анатомия ЦНС» является:
- введение студентов в систему понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, их структурных особенностях, а также анатомической номенклатуры, широко используемой в психологических исследованиях и практике;
- формирование умений использовать анатомические данные о структурных особенностях различных отделов нервной системы, которые тесно связаны с процессами созревания, развития и функционирования нервной системы, и определяются филогенезом и онтогенезом организма;
- становление знаний об органичной и неразрывной связи между строением и функциями изучаемых анатомических структур, естественном происхождении психических процессов, неразрывного единства структуры и функции мозга.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- сформировать понятие об организме как открытой биологической системе, об иерархии составляющих ее уровней;
- выявить роль нервной системы, которая наряду с эндокринной является системой интеграции, управления и регуляции функционирования организма;
- ознакомиться с основными типами нервной системы;
- изучить структурную организацию нервной ткани и специфичность строения нейрона;
- исследовать основные отделы нервной системы, строение спинного и головного мозга, их функциональную значимость;
- сформировать представление о проводящих путях головного и спинного мозга;
- изучить строение периферической нервной системы – черепных и спинномозговых нервов,
- овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения практических работ.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) – является дисциплиной базовой части (Б1.Б.9), которая способствует пониманию целостности организма человека как живой открытой биологической системы, роли нервной системы в процессах жизнедеятельности человека, строения нервной системы человека и ее отделов – центрального и периферического, закономерностей филогенеза нервной системы, последовательности развития основных структур спинного и головного мозга в онтогенезе, неразрывной связи между строением и функцией изучаемых анатомических систем. В состав курса включены разделы по центральной нервной системе, черепно-мозговым нервам, вегетативной нервной системе.
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания по анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы. Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии, психофизиологии, нейропсихологии, психологии развития, зоопсихологии и сравнительной психологии.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций:
прорфессиональных компетенций:
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этической, профессиональной и другими социальными группами (ПК - 4);
- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК -5);
- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными способностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК - 9).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- предмет и задачи дисциплины «Анатомия центральной нервной системы (ЦНС)»; современные научные основы исследования анатомии центральной нервной системы человека на цитологическом, гистологическом и морфо-функциональном уровнях; основные понятия и терминологию в области анатомии, цитологии, гистологии и эмбриологии ЦНС;
- общий план строения и функционирования ЦНС, соматической и вегетативной нервной системы по отделам;
- общий план строения спинного и головного мозга человека;
- общий план строения и функционирования органов чувств человека (сенсорных систем); общие и специальные сведения о материальной основе психической деятельности (ощущении, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи, эмоциональной сфере и мотивации, а также о сложных формах индивидуально-приспособительного и социального поведения).
Уметь:
- пользоваться анатомическими атласами, находить на анатомических моделях и изображениях детали строения спинного и головного мозга;
- определять топографию черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, их сплетений, нервных узлов;
- находить на анатомических моделях и изображениях анатомических препаратов детали строения органов чувств.
Владеть:
- системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы, ее основных отделах, структурных особенностях;
- анатомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях;
- приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами анализа научной информации.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) |
Знать: строение, функционирование, особенности развития и формирования центральной нервной системы человека; развитие и особенности формирования спинного мозга человека, ствола мозга, строение мозжечка. Уметь: распознавать особенности функционирования ЦНС человека, спинного мозга Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека |
Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5) |
Знать: особенности развития, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях Уметь: диагностировать особенности развития центральной нервной системы человека, структуры нервной ткани, промежуточного мозга, строение больших полушарий, вегетативной нервной системы. Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК- 9) |
Знать: базовые процедуры анализа строения нервной ткани функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Анатомия центральной нервной системы» составляет три зачетных единицы (108 часов), в т.ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия – 14 часов, практические занятия – 20 часов, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем: лекционные занятия 6 часов, практические занятия 6 часов, форма контроля – экзамен, 9 часов.
Самостоятельная работа 87 часов.