История психологии
«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «История психологии» является ознакомление учащихся с основными этапами развития психологии как науки и практики. Главное внимание уделяется формированию общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии, а также становлению практической психологии. Программа предусматривает анализ развития европейской (в том числе российской) и североамериканской психологии. Психологические идеи, сформировавшиеся в русле восточных традиций, рассматриваются в связи с их влиянием на те или иные направления, сложившиеся в психологии Западной Европы, России и США.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- Ознакомление студентов с основными этапами становления предмета психологии;
- Анализ кризисных периодов в развитии психологии как науки и практики;
- Рассмотрение становления основных научных школ;
- Ознакомление с жизнью и творчеством выдающихся психологов;
- Соотнесение истории развития психологии с ее современным состоянием;
- Овладение понятийным аппаратом современной психологической науки и понимание роли отдельных исторических концепций в становлении концепции современной научной психологии;
- Осмысление полученных знаний с целью практического использования их в дальнейшей работе.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «История психологии» относится к базовой части (Б1.Б.15).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК – 1)
Профессиональные компетенции:
- способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК – 6);
- способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК – 7);
- способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК – 8);
- способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК – 12).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) |
Знать: гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии |
Уметь: самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе |
|
Формируемые навыки: применять полученные знания в процессе участия в совершенствовании и развития общества |
|
Способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6). |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
Способность к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7). |
Знать: особенности развития, возможности изменения динамики развития уровня познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: прогнозировать особенности динамики развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования. |
|
Способность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). |
Знать: особенности психологического воздействия в целях оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества |
Уметь: ассистировать деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства |
|
Формируемые навыки: владения полученными знаниями и навыками в процессе ассистирования деятельности магистра, специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества. |
|
Способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12). |
Знать: особенности проведения стандартного прикладного исследования |
Уметь: проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
Очная форма обучения
Объём дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетные единицы,108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 14 часов, практические занятия – 20 часов, форма контроля - зачет.
Самостоятельная работа – 74 часа.
Заочная форма обучения
Объём дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет три зачетные единицы,108 часов, в т.- ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия – 6 часов, практические занятия – 4 часа, форма контроля – зачет (4 часа).
Самостоятельная работа – 94 часа.