Методологические основы психологии
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Методологические основы психологии» - дать студентам обобщенное представление об основных философско-методологических проблемах психологической науки, направленное на формирование у них профессионального психологического мышления.
Задачи курса:
- Раскрыть философско-методологическое содержание основных категорий современной психологии.
- Сформировать у студентов потребность в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;
- Раскрыть принципиальное единство философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира специалиста-психолога.
Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Методологические основы психологии» относится к базовой части обязательных дисциплин (Б1.Б.16).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК – 1).
Общепрофессиональные компетенции:
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК – 1)
Профессиональные компетенции:
- способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
- способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК – 7).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) |
Знать: современные концепции картины мира, их основополагающие принципы и содержание; основные научно-теоретические и прикладные аспекты естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологии |
Уметь: формулировать и анализировать проблемы на основе сформированного мировоззрения и достижений естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологи; структурировать имеющиеся знания и самостоятельно овладевать новыми |
|
Формируемые навыки: владение основными достижениями естественных, общественных, гуманитарных наук и культурологии; оперировать полученными знаниями и навыками в процессе анализа социально-общественного и культурно-исторического устройства общества |
|
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1) |
Знать: особенности проведения библиографической и информационно-поисковой работы; правила оформления научных статей, отчетов, заключений |
Уметь: проводить библиографическую и информационно-поисковую работу; оформлять научные статьи, отчеты, заключения |
|
Формируемые навыки: владениебиблиографической и информационно-поисковой работы; навыками оформления научных статей, отчетов, заключений. |
|
способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2) |
Знать: стандартные психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных, методы интерпретации полученных данных |
Уметь: отбирать и применять психодиагностические методики адекватно целям, ситуации и контингенту респондентов, проводить математико-статистическую обработку полученных данных и интерпретировать их |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе психодиагностического изучения личности, математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных. |
|
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) |
Знать: специфику проведения психологических исследований |
Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,72 часа, в том числе контактная работа с преподавателем - 14 часов лекции, 20 часов семинары;. форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа – 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе контактная работа с преподавателем - 4 часа лекции, 4 часа семинары, и зачет (4).
Самостоятельная работа – 60 часов.