Основы консультативной психологии
«ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс предназначен для подготовки студентов-психологов, призванных работать в различных сферах, где необходимы навыки психологического консультирования (школы, социально-психологические центры, консультативные центры, частные кабинеты психологической помощи, психологические службы различных организаций, предприятий и учреждений и т.д.).
Основная цель курса - представление и освоение психологического консультирования как метода оказания психологической помощи, в частности, освоение технологии ведения беседы психолога - консультанта с клиентом.
Полученные таким образом знания и освоенные умения способствуют становлению личности и профессиональному росту студента, т.к. он получает личностно значимую информацию, позволяющую осознать и разрешить ряд собственных проблем.
Его реализация предполагает достижение следующих целей:
- знакомство студентов с обобщенной теорией и практикой психоконсультирования, а также основными подходами в психоконсультировании;
- развитие психотехнического мышления у студентов.
Достижение данных целей предполагается посредством изучения студентами лекционного материала, соответствующей литературы с последующим осмыслением их содержания в ходе семинарских и практических занятий, самостоятельного выполнения студентами практических заданий, разбора реальных и описанных в литературе ситуаций консультативного процесса.
К числу основных задач курса относятся:
- Ознакомление студентов с теоретическими основами психологического консультирования посредством опоры на базовые представления патопсихологии, психологии личности, психотерапии, психологии общения и др.
- Ознакомление студентов с этическими и деонтологическими аспектами консультативной деятельности психолога.
- Обучение методам ведения консультативной беседы и обобщения опыта работы с клиентами, полученного в процессе консультативных встреч.
Идея курса заключается в том, что психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убеждении: каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми своими жизненными неурядицами. Психолог-консультант - всего лишь тот человек, который помогает клиенту быть достоверным и верно определить реальность. При этом решение остаётся за клиентом.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы консультативной психологии» в основной профессиональной образовательной программе подготовки бакалавров включена в базовую часть (Б.1.Б.31). Данный курс носит практико-ориентированный характер и построен таким образом, чтобы сформировать у студента умения и практические навыки проведения лекционных, семинарских занятий по различным темам консультирования, а также, овладеть ведущими техниками консультирования.
Данная дисциплина должна опираться на базовые знания, полученные студентами при изучении школьного курса биологии, анатомии, химии и является составной частью блока фундаментальных психологических дисциплин, имеющих методологическую направленность: «Кризисное консультирование», «Специальная психология», «Организационная психология».
Предполагаемые упражнения и практические работы позволяют более глубоко освоить основы преподавательской деятельности. Структура данного курса также включает контрольные, курсовые работы по итогам усвоения материала и экзамен, который позволит проследить эффективность освоение программы данного курса студентами.
Курс также преследует цель развить ряд профессиональных знаний, умений и навыков психолога-консультанта:
- умение определять, где кончается консультирование и начинается психотерапия;
- навыки экологического взаимодействия с клиентом, позволяющие использовать методы психотерапии;
- умение организовать ситуацию профессионального психологического консультирования;
- умение строить беседу в соответствии с технологическими принципами её ведения;
- умение определять частные запросы клиентов и выбирать сообразный им вид консультативной деятельности;
- умение фиксировать информацию о клиенте, накапливать её, анализировать и давать оценку эффективности собственной консультативной практике.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
ОК-9
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
ПК-1
- способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности
ПК-4
- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-5
- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
ПК-9
- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды, требования к безопасности технических регламент характеристики и особенности нестандартных ситуаций |
Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности |
|
Формируемые навыки: владетьспособами, технологиями и методами защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды; навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций |
|
ПК-1 способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе |
Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков в различных видах деятельности |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков в различных видах деятельности |
|
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
|
ПК-5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
ПК-9 способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 6 часов, практические занятия 8 часов, форма контроля – экзамен (9 часов).
Самостоятельная работа 121 часа.