Основы патопсихологии
«ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Патопсихология – это частная психологическая дисциплина, предметомкоторой являются психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Базисными науками для патопсихологии выступают общая психология и психиатрия.
Дисциплина «Основы патопсихология» обеспечивает комплекс профессиональных знаний, позволяя подготовить к выработке профессиональных знаний и навыков будущего специалиста.
Целями освоения дисциплины «Основы патопсихологии» являются: ознакомление студентов с основными феноменами нарушений высших психических функций, формирование представлений о методологии, теоретических основах, эмпирических задачах и методиках психологической диагностики психических расстройств.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- изучение теоретических основ патопсихологии как науки;
- ознакомление с практическими задачами и актуальными проблемами патопсихологии;
- ознакомление с перспективами развития патопсихологии;
- освоение приёмов патопсихологической диагностики;
- изучение закономерностей и психологических особенностей нарушенногосознания; измененного восприятия; нарушения памяти; мышления; речи; умственной работоспособности;
- изучение аномалий эмоционально-личностной сферы. А также практические задачи: диагностика и патопсихологическая квалификация нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы патопсихологии» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.27).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование :
Общекультурных компетенции:
- способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
Профессиональных компетенции:
- способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) |
Знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; законодательные и правовые акты в области безопасности и охраны окружающей среды, требования к безопасности технических регламент характеристики и особенности нестандартных ситуаций |
Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности |
|
Формируемые навыки: владетьспособами, технологиями и методами защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды; навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций |
|
Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1). |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе |
Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
|
Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) |
Знать: стандартные базовые методы и технологии психологической помощи индивиду, группе, организации |
Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания психологической помощи индивиду, группе, организации; использовать традиционные психологические методы и технологии оказания психологической помощи |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе оказания психологической помощи индивиду, группе, организации с использованием традиционных психологических методов и технологий оказания психологической помощи |
|
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека |
|
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 4 часа, форма контроля – зачет
Самостоятельная работа 60 часов.