Основы психогенетики
«ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Основы психогенетики» – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией и генетикой, исследующая роль наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических признаков и в их индивидуальном развитии. Психогенетика решает вопросы о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании «первичных», «исходных» особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту. Психогенетика рассматривает проблемы влияния генов на динамику психического развития, его индивидуальные характеристики и траектории развития, смену возрастных периодов.
Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме того, оказывается встроенным в общее мировоззрение человека. Оно важно и для решения прикладных задач, связанных с диагностикой и учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и взрослого.
Целями освоения дисциплины «Основы психогенетики» является являются:
- ознакомление студентов с основными проблемами, теоретическими подходами и результатами исследований в области генетических основ поведения и психики;
- освоение базовых знаний по основам психогенетики для использования их при изучении специальных дисциплин: психологии развития и возрастной психологии, специальной психологии, клинической психологии, дифференциальной психологии и др.;
- формирование у студентов основных понятий о природе наследственности, изменчивости;
- формирование у студентов знаний о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам;
- изучение методов психогенетического исследования;
- приобретение студентами навыков практического применения знаний: элементарная диагностика, описание фенотипа, составление генеалогического древа.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- усвоение основных положений генетики количественных признаков, поскольку психологические черты относятся именно к этой категории признаков;
- понимание того, что любой фенотипический признак есть результат взаимодействия генотипа и среды и, следовательно, зависит от уникального сочетания обоих факторов;
- понимание того, что данные психогенетики носят популяционный характер, т.е. говорят о причинах различий между людьми исследуемой популяции и не могут быть перенесены на отдельного человека;
- понимание того, что в полном согласии с законами генетики (и, в частности генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в популяционной изменчивости не означает неизменности (или неизменяемости) признака;
- четкое осознание того факта, что интерпретация результатов, получаемых в психогенетических исследованиях, прямо зависит от валидности используемых психодиагностических методик, а большая или меньшая статистическая надежность последних может отразиться на количественных оценках генетической и средовой изменчивости признака.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Основы психогенетики» относится к дисциплинам базовой части учебного плана (Б1.Б.29).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование следующих компетенций.
Профессиональных компетенции:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)
- способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);
- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9)
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. (ОПК-1). |
Знать: закономерности и особенности развития современного информационного общества; осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; определять требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, особенности проведения библиографической и информационно-поисковой работы; правила оформления научных статей, отчетов, заключений |
Уметь: пользоваться средствами информационной безопасности; определять особенности развития современного информационного общества; бороться с опасностями и угрозами, возникающими в информационном обществе; определять требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, проводить библиографическую и информационно-поисковую работу; оформлять научные статьи, отчеты, заключения |
|
Формируемые навыки: определения степени опасности и угрозы, возникающие в современном информационном обществе; навыками предотвращения информационных угроз, в том числе защиты государственной тайны, сформированными навыками библиографической и информационно-поисковой работы; навыками оформления научных статей, отчетов, заключений |
|
Способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1). |
Знать: стандартные программы развития и совершенствования личности в современном обществе |
Уметь: оценивать и применять содержание стандартных программ предупреждения отклонений и развития личности, снижения профессиональных рисков |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе личностного и социального развития для предупреждения профессиональных рисков |
|
Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4). |
Знать: особенности возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска психического функционирования человека; характеристики человека в зависимости от его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
Уметь: распознавать характеристики человека в соотнесении с этапами его возрастного развития, наличия кризисов и факторов риска; видеть особенности психического функционирования с учетом его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека. |
|
Способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5). |
Знать: особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
Уметь: диагностировать особенности развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций человека в норме и при психических отклонениях |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе выявления специфики психического функционирования человека с целью гармонизации его функционирования |
|
Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) |
Знать: базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, проблем профессиональной и образовательной деятельности, характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Уметь: проводить базовые процедуры анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, анализировать характеристики функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
|
Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе анализа проблем человека и социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями и различными заболеваниями |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - на лекционные занятия 14 часов, практические занятия 20 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа - 38 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. контактная работа обучающихся с преподавателем - лекционные занятия 4 часа, практические занятия 10 часов, форма контроля – зачет.
Самостоятельная работа 54 часа.