Введение в клиническую психологию
«ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Введение в клиническую психологию» является освоение студентами основ знаний по главным понятиям, структуре клинической психологии, формирование у них современных представлений о личности как о единой социально-биологической структуре, которые служат естественнонаучной базой для понимания особенностей психической деятельности больного психическими и соматическими заболеваниями, выработке системного подхода к диагностике, лечению и профилактике широкого круга заболеваний в теснейшей связи с деонтологией.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- освоить фундаментальные теоретические основы клинической психологии;
- сформировать представления о месте клинической психологии в контексте других психологических дисциплин, с другими смежными дисциплинами (психиатрией, физиологией, внутренними болезнями, педагогикой);
- ознакомить студентов с основными методами экспериментально-психологического исследования больных людей и основными направлениями психокоррекционной работы;
- ознакомить студентов с общепсихологическими фундаментальными проблемами, решаемыми клинической психологией.
- получение практических навыков и умений при применении клинических диагностических методик, умение интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей, составление заключения, на основе полученных результатов.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Введение в клиническую психологию» относится к базовой части (Б1. Б.25).
Курс «Введение в клиническую психологию» является составной и неотъемлемой частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение курса «введение в клиническую психологию» предусматривает тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов по таким смежным дисциплинам обучения по направлению психология, как «Общая психология» и «Психология развития и возрастная психология». «Введение в клиническую психологию» предваряет и находится в тесной связи с изучением таких курсов как «Основы нейропсихологии», «Основы патопсихологии».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. (ОК-9);
Профессиональные компетенции:
- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3)
- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; |
Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. |
|
Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация |
|
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1); |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; |
Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. |
|
|
Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация). |
способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; |
Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. . |
|
Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация). |
|
способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация). |
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация). |
способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11) |
Знать: основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии; цели и задачи, стоящие перед клинической психологией; основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях; основные виды отклоняющегося поведение, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики; основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии; Уметь: применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии; применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными, профессиональными, нозологическими) группами населения, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации; применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии. Владеть: основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации; основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп здорового населения; основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация). |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 24 часа, практические занятия 38 часов, форма контроля – экзамен 36 часов.
Самостоятельная работа 46 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в т. ч. контактная работа с преподавателем - лекционные занятия 6 часов, практические занятия 10 часов, форма контроля – экзамен 9 часов.
Самостоятельная работа 119 часов.