Введение в профессию
«ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Введение в профессию» является обеспечение условий для приобретения студентами основополагающих знаний о практической и прикладной психологии как отраслях современной психологии, характере профессиональной деятельности практического психолога и психолога-исследователя, содержании и специфике квалифицированной психологической помощи.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- показать предназначение и особенности работы психолога-практика и психолога-исследователя, их основные социальные функции;
- дать представление о модели профессиональной деятельности психолога, специфике ведущих компонентов профессиональной компетентности в сфере психологической практики и психологических исследований;
- раскрыть понятие о психологической информации, возможных способах ее получения и сообщения;
- обеспечить получение научных знаний о социальном заказе на работу психолога; рассмотреть сущность и содержание квалифицированной психологической помощи, особенности психологических задач;
- познакомить с основными направлениями работы практического психолога, сферами приложения его профессиональных услуг, а также возможностями и характером взаимодействия психолога с представителями смежных профессий;
- оказать студентам помощь в осмыслении и рефлексировании ими полученной научной информации; способствовать осознанию роли психологических знаний в плане личного самообслуживания психологов-профессионалов;
- формировать навыки профессионально-творческого подхода к анализу психологической литературы, умение самостоятельно пополнять свои знания, работая с первоисточниками, учить делать грамотные обоснованные выводы;
- обеспечить условия для развития основ значимых профессионально-личностных качеств будущих психологов, среди которых этичность, тактичность, эмпатийность, рефлексия, коммуникабельность, самокритичность, конгруэнтность и др.; пробудить у студентов стремление к личностному и профессиональному росту; углубить их интерес к выбранной профессии.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Введение в профессию» относится к базовой части (Б1.Б.13).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
- способность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общеестественных наук, культурологии (ОК-2);
- способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).
Профессиональные компетенции:
- способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные этапы профессионализации личности, а так же динамику мотивационной сферы на разных этапах профессионального становления;
- проблему «модели специалиста»;
- особенности профессионализации студентов-психологов;
- основные отрасли и подотрасли психологии;
- основные виды профессиональной деятельности психолога;
- основные сферы профессионализма;
- профессиональные сообщества психологов и формы их профессионального общения;
- профессиональную этику психолога;
уметь:
- составить психологический портрет профессионала;
- создавать оптимальные, эффективные психологические условия профессиональной деятельности;
- выполнять задания, предусмотренные программой;
- свободно и адекватно использовать специальные термины;
- ориентироваться в различных отраслях, видах деятельности и направлениях психологии;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;
владеть:
- навыками определения и описания мотивационной и операциональной сферы профессионала;
- навыками прогнозирования и оценивания психологических условий профессиональной деятельности;
- навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с профессиональной этикой и служебным этикетом.
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2). |
Знать: гуманистические ценности современной цивилизации; содержание принципов гуманизма, свободы и демократии |
Уметь: самостоятельно формулировать гуманистические ценности современного общества; оценивать и применять содержание принципов гуманизма, свободы и демократии в современном обществе |
|
Формируемые навыки: владеть практическими навыками и применять знания в процессе участия в совершенствовании и развитии общества |
|
Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)
|
Знать: средства и приемы анализа своей деятельности; называть методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и раскрывать их содержание; раскрывать основные характеристики оптимальной деятельности и психического состояния, научно-методические основы и особенности самообразования |
Уметь: проводить последовательный и критичный анализ собственной деятельности; применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции психических состояний и психической деятельности, применять методы самообразования на практике |
|
Формируемые навыки: навыки анализа своей деятельности; умения самостоятельно применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния, пользоваться полученными знаниями и навыками в процессе самообразования на протяжении всей профессиональной жизни |
|
Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6) |
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
|
Способность способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12) |
Знать: особенности просветительской деятельности и методов ее проведения |
Уметь: проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
|
Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения просветительской деятельности среди населения |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, контактная работа с преподавателем -лекционных занятий 22 часа, практических – 32 часа, трудоемкость экзамена составляет 36 часов.
Самостоятельная работа – 54 часа.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, контактная работа с преподавателем - лекционных занятий 6 часов, практических – 8 часов трудоемкость экзамена составляет 9 часов.
Самостоятельная работа – 121 часа.