Зоопсихология и сравнительная психология
«ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью общей психологии и посвящен изучению эволюции психики. В названии курса отражены представления о предмете данного раздела психологии и основном научном методе изучения этого предмета. Студентам важно понимание сущности психики и основных закономерностей ее преобразования в эволюции, без чего невозможно понимание специфики сознания человека, биологических и социально-культурных факторов, обусловливающих особенности человеческой психики и её развитие в онтогенезе и филогенезе.
Зоопсихология - это наука о психике животных. Сравнительная психология - сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Сравнению могут подвергаться в целом разные эволюционные уровни развития психики, отдельные психические процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического (индивидуального) развития, системные образования психики (например, интеллект, игровая, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение и т.п.), а также закономерности развития (индивидуального и видового) на разных эволюционных уровнях. Одной из наиболее популярных областей сравнительной психологии является сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому часто без дополнительных уточнений именно эту область называют «сравнительная психология».
Целью освоения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» является обеспечение освоения студентами фундаментальной подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, а также в смежных областях – психологии и биологии, профессионально владеющих методами научно-исследовательской работы, знающих специфику основных прикладных направлений в этой области, способных к самостоятельной работе.
В процессе освоения дисциплины студент готовиться к решению следующих профессиональных задач:
- дать представление о характере, особенностях и закономерностях развития психики в филогенезе и онтогенезе различых видов животных;
- познакомить с классическими теориями эволюции психики, с современными знаниями в области зоопсихологии и сравнительной психологии, прикладными исследованиями в этих областях;
- показать в психике животных прообразы поведения человека;
- обучить основам практической работы по наблюдению за поведением животных и его описанию;
- привить навыки самостоятельной работы с литературой и умения ориентироваться в современных направлениях развития комплекса наук о поведении и психики животных.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» относится к дисциплинам базовой части (Б1.Б.17).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения учебной дисциплины обеспечивается формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
Профессиональные компетенции:
- способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
- способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
- способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8).
Результаты обучения (компетенции ФГОС) |
Составляющие результатов обучения |
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) |
Знать: основные характеристики процесса восприятия личности другого человека; правила установления доверительного контакта; форму и структуру ведения диалога; методы и средства убеждения людей с учетом их конфессиональных и культурных различий Уметь: формулировать и анализировать проблемы восприятия личности другого; учитывать факторы, связанные с этноконфессиональными и культурными различиями; устанавливать доверительные контакты; вести диалог; убеждать людей; поддерживать людей в различных ситуациях; Формируемые навыки: способность к восприятию личности другого; эмпатия; возможность установления доверительного контакта и диалога; способность к убеждению; готовность к поддержке людей с учетом их этноконфессиональных и культурных особенностей |
способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) |
Знать: средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья; иметь готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности Уметь: формулировать и анализировать проблемы физического воспитания и укрепления здоровья; повышать свою физическую подготовленность Формируемые навыки: владеть основными средствами и методами физического воспитания и укрепления здоровья; навыками укрепления здоровья и физического состояния; способами формирования полноценной социальной и профессиональной деятельности |
способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6) |
Знать: особенности постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога Уметь: ставить задачи проведения научно-исследовательского и практического исследования в профессиональной деятельности Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности психолога |
способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7) |
Знать: специфику проведения психологических исследований Уметь: применять свои общепрофессиональные знания в процессе подготовки и проведения психологических исследований Формируемые навыки: владеть полученными знаниями и навыками в процессе проведения психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии. |
способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8). |
Знать: особенности проведения стандартного прикладного исследования Уметь: проводить стандартное прикладное исследование в определенной области психологии Формируемые навыки: владение полученными знаниями и навыками в процессе проведения стандартного прикладного исследования |
Очная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 22 часа, практические занятия 32 часа, форма контроля – экзамен (36 часов).
Самостоятельная работа 18 часов.
Заочная форма обучения
Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, в т. ч. контактная работа с преподавателем - на лекционные занятия 4 часа, практические занятия 6 часов, форма контроля – экзамен (9 часов).
Самостоятельная работа 89 часов.